CARPET HAUSER
Расшифровка узоров на дагестанских винтажных коврах.
У каждого ковра Carpet Hauser есть своя история.

Винтажный дагестанский сумах 1970
Давайте посмотрим на конкретном примере из нашей коллекции, что в кавказских традициях изображали на сумахах и в чём значение узоров.
Этот сумах соткан из высококачественной шерсти в 70-х гг. (ХХ век) в одном из поселений Дербентского района, Р. Дагестан. Ковёр ткали 2 мастера в течение примерно 6 месяцев.

По древним поверьям, ковер — синоним земельного покрова, а всё что на нем отображено является изображением самой жизни на земле.

Здесь узор — это геометризованные формы растительных мотивов. Сбалансированная красочная гамма цветовых сочетаний придает ковру декоративное своеобразие. Знаки и сила зашитые здесь не даром задают тон всей комнате, это земля, сущее.

По центру мы видим восьмиконечную (т.н. лезгинскую) звезду, большинство источников указывают на то что это солнце. Звезда — правитель разума, источник истины. Место, где оно находится, называется медальон. Сверху и снизу мы видим еще два медальона, часто в них также располагаются звезды или кресты.
Все вместе медальоны оплетены белой полосой с крючками — это бараньи рога. Рога — пожелание богатства, потому что символом земного благополучия считался баран.

Вокруг всего этого сформирован орнамент, некоторые элементы сами по себе, некоторые в т.н. розетках. Здесь у нас цветки, колючки, звезды, попробуйте найти птиц, их пара и они не очень стремятся поддержать симметрию ковра. Часто уникальность узоров проявляется такими малозаметными элементами.

Эта же уникальность поддерживается совсем мельчайшими цветовыми "ошибками". Видите 4 симметричных оранжевых цветка по центру, они в колючках, вокруг главного медальона? Трое выглядят как морошка, а четвертая как открытый бутон. Остальные тоже ведут себя как хотят, но только если вглядываться.

До сих пор сохранились рассказы о том, что в давние времена мастерицы выходили с ковровыми станками на цветущий луг, чтобы составлять рисунки непосредственно по живым образам растительной природы.

В нашем орнаменте также можно найти ромбы. Они представляют собой схематическое изображение глаза и защищают хозяина ковра от порчи.

Идём дальше, к краям. Узоры по периметру называются бордюр (включает несколько каём), он собирает весь узор воедино, чтобы в доме был порядок. Часто в бордюре есть кайма, изображающая текучую воду или бесконечность.

Изображение воды идет из древности, когда зарождался т.н. "культ воды" — как оплодотворяющей (дождь), очищающей (река) субстанции, так и обладающей целительной, то есть сверхъестественной, силой (кажется, это минерализованная вода из источников). Воде поклонялись — ей приносили жертвы, в ней совершались обряды и крещения.
Это одна из разновидностей меандра, древнейшего орнамента. Непрерывность такого мотива идеально выражает движение, течение времени и человеческой жизни.

Помимо "ошибок" в элементах орнамента, этот ковер уникален и более заметным моментом - у него есть "абраш". Это различные оттенки одного цвета, которые особенно бросаются в глаза на поле фона. Фон в таких случаях кажется разделенным на полосы. Абраш является надежным свидетельством ручной работы, при этом говорит о кустарном производстве в маленькой мастерской (где нет возможности сразу окрасить много пряжи).
В Дагестане ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в доме. Ковер среднего размера мог быть обменен за пару лошадей или несколько голов крупного рогатого скота. За деньги, вырученные от продажи ковра, дагестанская семья могла обеспечить себя всем необходимым на полгода вперед. В приданом дагестанской невесты обязательно были ковры и сумахи, а, например, у табасаран (один из народов Дагестана) хотя бы один из ковров должен был быть соткан самой невестой.
Артикул в нашем каталоге: 1815