CARPET HAUSER

Ковёр Гольбейна

Ганс Гольбейн-младший, немецкий католический художник и придворный художник короля Генриха VIII, рассказал миру об эпохе Тюдоров с помощью более 100 портретов
«Ковёр Гольбейна» — тип ковра, но в настоящее время понятие, которое представляет собой наиболее распространенный вид анатолийского (турецкого) ковра эпохи Возрождения, который часто встречаются в европейской живописи. Получил название от имени живописца, изображавшего такие ковры на своих картинах.

Изображение восточных ковров из исламского мира в картинах той эпохи рассматривается как важный вклад во «всемирную историю искусства», основанную на взаимодействии различных культурных традиций.

Дело в том что те ковры, которые попадали в Европу к 15 веку, стоили баснословных денег. Изначально их могли себе позволить только особы королевских кровей и знати.

Например, известным коллекционером ковров был Генрих VIII. К сожалению, подавляющее большинство ковров той эпохи не сохранилось из-за неподходящих условий содержания – они были уничтожены замковой сыростью, а то и пожарами, которые тогда были не редкостью.

Поэтому, когда ученые в конце XIX века стали интересоваться коврами и пытаться их типологизировать, они обратились за сведениями к художественным произведениям. Так и появились названия вроде «ковер Гольбейна» или «ковер Лотто» - разумеется, художники не ткали эти ковры, но часто именно благодаря им мы сейчас можем представить, какие орнаменты украшали ковры 400-500 лет назад.

В 1871 году Юлиус Лессинг опубликовал свою книгу о дизайне восточных ковров. Из-за отсутствия живого материала он больше полагался на европейские картины, чем на исследование реальных ковров, поскольку в то время, когда он работал над своей книгой, древние восточные ковры еще не были собраны.

Тут надо сделать оговорку: историки искусства осознавали тот факт, что их научный подход был предвзятым: только ковры, произведенные мануфактурами, экспортировались в Западную Европу и, следовательно, были доступны художникам эпохи Возрождения. Деревенские или кочевнические ковры (которых много в нашей коллекции) не дошли до Европы в эпоху Возрождения и не были изображены на картинах.

Лишь в середине двадцатого века, когда такие коллекционеры, как Джозеф В. Макмаллан или Джеймс Ф. Баллард, признали художественную и историческую ценность деревенских или кочевнических ковров, они были оценены по достоинству во всем западном мире.

На фото: "Послы" Ганса Гольбейна, 1533 г, хранится в Лондоне. 2 х 2 метра, доска, масло. Невероятная детализация каждого узелка и даже его фактуры в ковре.

Винтажные и антикварные ковры – это не б/у


Наша специализация: винтажный стиль и ручная работа. Начиная как магазин винтажных ковров, мы развились, и теперь у нас есть и новые ковры, и под заказ и антиквариат достойный музеев. Мы отбираем каждый ковёр сами, отдавая предпочтение геометричным узорам и благородным цветам из растительного сырья. Любим только натуральные материалы: кроме экологичности, важно чтобы дорогая вещь красиво старилась и долго служила.

В нашей коллекции есть недорогие ковры ручной работы из Дагестана, современные килимы и шелковые кумы из Ирана, ужасно стильные винтажные килимы из Турции, безворсовые новые коврики в стиле "Икеа" из Афганистана, антикварные редкости из Азербайджана, высококлассные ковры для дорогих интерьеров из Туркмении. Обычно срок службы ковров ручной работы доходит до 200 лет. Все в идеальном состоянии, а старинные ковры – после профессиональной химчистки. Мы за повторное потребление и против машинного производства.

Когда шерстяной ковер ткут вручную, обычно это занимает от 2 до 8 месяцев. Работа над шелковым может проходить и год и более – так как шелковые ковры ценятся в том числе и за плотность узлов. Шерсть с овец или верблюдов чаще всего стрижется также вручную, а затем красится натуральными красками (это травы, коренья и ягоды, например малина). На некоторых коврах есть "абраш" — небольшое изменение цвета нитей, что доказывает штучное кустарное производство. Шелк добывают из коконов гусеницы тутового шелкопряда – это также долгий и кропотливый процесс.

Что еще вам стоит знать? Мы увлечены турецкими килимами как настенным декором, приглашаем дизайнеров и фотографов использовать их, напишите нам, не стесняйтесь. В наших планах соткать собственную коллекцию шерстяных ковров ручной работы – мы в поиске дизайнеров и художников. Также мы пишем статьи о коврах как эксперты (например, вот и вот), выпускаем собственный онлайн журнал, ведем заметки о наших экспедициях и выпустили гид "Как выбрать винтажный ковер", его версия для телефона тут, а бумажную версию можно взять у нас в шоу-руме по адресу: Москва, Лучников пер., 2 (перед тем как придти, позвоните, мы работаем по записи).

Каждый наш ковёр уникален, иногда немного несовершенен, что придаёт ему историю — и нам это нравится.

Давно хотите ковер но не решались? Мы поможем: посоветуем размер, цвет, сделаем подборку по фото вашего интерьера. Напишите нам. Или позвоните. Все контакты внизу сайта или на этой странице.
Анна, основательница Карпет Хаузер знает всё про натуральные восточные ковры
Мы продвигаем небольшие турецкие килимы как замену живописи – элемент настенного декора ручной работы
Мы выпускаем свой гид-путеводитель – как разбираться правильно подбирать в шерстяные ковры ручной работы